Женни Шаден – ТРИ

30 Август, 2010 от  

Известный тезис о том, что со временем количество перерастает в качество, по отношению к музыкальным ведущим на радио не действует.

Их много, слишком много и вполне резонно следовало бы ожидать такового же разнообразия в их работе, имидже, подачи информации, юморе, однако этого не наблюдается. Минимум фантазии, максимум заезженных эфирных приёмов и вот он портрет ди-джея первого десятилетия XXI века.

Конечно, оценочно-субъективная категория «нравится» или «не нравится» всегда преобладает, особенно у слушателей, но как же идентифицировать ди-джея с профессиональной точки зрения?

На самом деле – это не так уж и сложно, как может показаться.

Для начала давайте определимся, кто есть кто.

Существуют три типа ди-джеев.*

Первые – «технари».

Они профессионально справляются со своей работой, сведены к минимуму технические погрешности, они всегда всё хорошо прочитают и озвучат, они стабильны и не имеют проблем с техникой.

Главная проблема таких ведущих – это отсутствие яркого имиджа или имиджа как такового.

Итог – их имена аудитории ни о чём не говорят, многие из таковых больше похожи на дикторов, чем на музыкальных ведущих, чья первоочередная функция развлекать и быть интересными слушателям. Они работают для начальника, а не для аудитории.

В отличие от первой, вторая группа ведущих все свои силы бросает не на техническую сторону эфира, а на её творческую часть, отсюда возможность нестабильной работы и допустимы технические погрешности в эфире, но их главный козырь – это ярко выраженный имидж. Такие ди-джеи прочно ассоциируются с названием радиостанции, их знают и любят слушатели, у них хорошее чувство юмора и уникальное чутьё аудитории, что исключительно важно для такой работы.

Третий тип ведущих. Это ди-джеи, чьё одно лишь присутствие в эфире автоматически делает рейтинг радиостанции.

До этой ступени суждено дойти только «имиджевым» ведущим, в силу специфики их самоотдачи, «технарям» же не хватает самого главного – способности увлечь за собой аудиторию, по причине отсутствия к ним как к личностям интереса у слушателей.

Включая приёмник, легко определить к какой категории относится тот или иной ди-джей и если исключить из списка третью категорию, приблизится к которой в нашей стране, могут только два, три человека, сортировка будет не долгой.

Так каким ди-джеем быть лучше?

Сначала надо определиться для чего…

Для славы, любви аудитории и т.п. безусловно – вторая категория, но она же и самая недолговечная.

Поддерживать интерес к себе – это титанический труд, в первую очередь над собой. Имидж со временем, как правило, не изменяется, а лишь дополняется новыми штрихами. «Имиджевый» ди-джей зависим от смены руководства, которое имеет свои вкусы и интересы, и как правило, с приходом новой «метлы» под удар в первую очередь попадают как явно слабые ведущие, так и такие ди-джеи.

Например, пришедший на смену Ю. Аксюте О. Бондаренко, человек явно не понимающий то, что нужно делать в эфире, но имитирующий кипучую деятельность и профессионализм предложил мне создать вечернее шоу. От меня требовалась концепция, ежедневные темы передач, гости, работа за пультом, реклама и т.п., и всё это за ту же зарплату. Мною ему было отказано. Следствие – в новом сезоне он меня поставил работать на выходные дни.

Так же, давайте не будем забывать, что «имиджевые» ди-джеи подвергаются и тотальной критике со стороны как руководства станции, так и радиослушателей, работа «технарей» же не вызывает таких бурных эмоций.

Для примера, мой стиль поведения, темы эфира и манера подачи информации до такой степени выбешивала определённую часть аудитории, что «Европе плюс» не раз приходилось отстаивать, корпоративные интересы в суде. О таковой бурной реакции на своё творчество и интерес к собственной персоне «технарь» может только мечтать.

«Технари» как правило, относительно долго работают на одном месте, закрывая ответственные участки эфира, без таких ведущих не проживёт ни одна радиостанция даже при условии глобальной компьютеризации, они незаметны и перетасовка их по эфирной сетке ни у кого вопросов не вызывает. Как правило, им поручают стажировать новеньких ди-джеев, но, так же как и в театре, им лишь уготована роль в эпизоде, без надежды на главную роль.

Конечно, такому ведущему могут дать вести шоу, и он его проведёт, но как любое дело его успех на 90 % зависит от харизмы ведущего, за не имением такового интерес в таких «шоу» пытаются поддерживать за счёт гостей.

Идеальное радио – это чередование в эфире «технарей» и «имиджевых» ведущих, перекос в ту или иную сторону сделает эфир соответственно либо скучным, либо слишком насыщенно – напряжённым, поэтому вполне логично, что после «утренних шоу» накал страстей в эфире утихает, до следующего «часа Х», определённого программным директором станции.

К какой группе я отношу себя?

Бесспорно, ко второй. Сказать, что я отношусь к третьей категории, было бы с моей стороны опрометчиво, хотя, безусловно, я к этой группе стою намного ближе, чем все остальные из когда-либо работающих ди-джеев в этой стране. Другое дело, что я не верю, что один ди-джей может вывести радиостанцию из полной «ж» — это не в нашей стране, где как таковой творческий труд порой ценится ниже труда физического.

Про третью категорию ведущих следует добавить, что это американо-европейский стандарт, как должно быть.

В Америке, только информация о том, что эфир будет вести Howard Stern на той или иной радиостанции автоматически поднимет её рейтинг, но для того, чтобы Stern там появился, ему заплатят миллионы долларов.

У нас же, наберут «дворняжек» с улицы, дадут им ливерной колбасы и те с голодухи счастливы! В Европе или Америке подобная ситуация принципиально невозможна, там творческий труд неимоверно ценен и достойно оплачивается!

Количество музыкальных ведущих давно не соответствует качеству их работы. Как любой творческий человек, ведущий должен задумываться о своём прогрессе как творческой единицы, если ему это не надо, значит он просто ремесленник, а не творец.

Сейчас можно констатировать тот факт, что эфир музыкальных радиостанций наводнили «технари», изо дня в день выполняющие рутинную для них работу по модерированию эфира. Замена того или иного «технаря» не изменить эмоциональный фон эфира.

Только хороший ди-джей делает то, что кроме него не сможет сделать никто, а прочитать текст по бумажки, или поздравление, подготовленное вчера может любой, для этого не нужно быть ди-джеем.

А самое главное, что обязан уметь ди-джей – это владеть своей аудиторией, манипулировать ею, вызывать эмоции у миллионов порой одним лишь голосом – это высший пилотаж в профессии. Нынешние ди-джеи в этом плане импотенты, им легче идти самим на поводке, чем возглавить ревущую толпу!

Что же касается бывших своих коллег, которые всё ещё работают в эфире, могу сказать только одно – это не работа ди-джея – это халтура!

Продолжение следует…

* Нулевой тип ведущих, который определил сам слушатель, обсуждать не буду, поскольку словосочетанием «никакой ди-джей» всё сказано.

Комментарии

5 комментариев к “Женни Шаден – ТРИ”

  1. e_son от 30th Август, 2010 22:03

    В целом, соглашусь! Потому, больше не работаю ди-джеем на радио. Болезненно переживаю деградацию как личную, так и в целом коллегиальную. Не хочу быть прокладкой между музыкой и рекламой.

  2. BLONDIN от 2nd Сентябрь, 2010 22:26

    ЖЕННИ, хороший структурный анализ Dj-ской среды.
    На мой взгляд, сейчас на радио нужны ТОЛЬКО ведущие второй и третьей группы. Они необходимы ТОЛЬКО для утреннего и вечернего прайм- тайма и различного рода шоу, а в остальное время сойдут и «технари». Главное, чтобы они вообще ничего не произносили. Пусть в эфире будет коктейль из музыки, рекламы и новостийных программ. Все равно роль «технарей» в плане «ведения» эфира равна нулю. Пусть совершенствуют техническую сторону «за кадром».
    С высказыванием: «Что же касается бывших своих коллег, которые всё ещё работают в эфире, могу сказать только одно – это не работа ди-джея – это халтура!»- целиком и полностью согласен.
    Необходимости в Dj сейчас не наблюдается на большинстве радиостанций. И, постепенно, совсем сойдет «на нет». Таковы тенденции: эфир- NON-STOP.

  3. Dima от 3rd Сентябрь, 2010 02:20

    Хорошая статья. Вы правы: в эфире – «дворняжки», слушать некого. Серо, уныло, тухло. Не понимаю: почему из нового поколения ди-джеев никто, в общем-то, не стал звездой? Не могу назвать ни одного имени/псевдонима узнаваемого, яркого, звучащего. Никак не пойму: то ли настолько все убоги в эфире, то ли мало слушаю радио. Может быть, где-то, на какой-нибудь полночной волне и есть чистое сияние вечного разума? ПодскАжите? 🙂

    И ещё одно: Женни, у Вас есть редкое и ценное качество (умение, навык – не знаю, как ещё назвать) – называть вещи своими именами. Не просто называть ‘стол’ столом, а характеризовать и оценивать. И делать это блестяще – чётко и ёмко. Мне лично очень нравится. Спасибо!

    Блондин, а почему ди-джеи должны исчезнуть? Я видимо уже настолько далек от радио, что упускаю какие-то тренды или даже не знаю о них…

  4. BLONDIN от 3rd Сентябрь, 2010 11:23

    ДИМА,я ответил в форуме.

  5. Smirnoff от 15th Сентябрь, 2011 20:53

    …А хуже всего то, что пошла и вторая волна: теперь набирают программных с улицы. Три рубля в карман, высокое звание, и…ваш новый маленький дружок ласково виляет хвостом и готов на все ради радиостанции. Он теперь — гордо «понаехал». У него на стене в съемной квартире за МКАДом — карта метро, расписание маршруток, а в соцсети — фотка со Стасом Михайловым. И он счастлив! Ведь у него в кармане — пачка сигарет, а значит все не так и плохо на сегодняшний день. Но лишь для него: станции деградируют из-за отсутствия свежей, профессиональной мысли. А её за три рубля не купишь…и на улице не найдешь…
    Ну и резюме о статье Женни в виде моей подписи:
    Искренне Ваш, имиджевый технарь в отставке,
    ВС

Не стесняйтесь оставлять свои комментарии ...
Ах да,если Вы хотите, чтобы рядом с Вашим сообщением показывался аватар получите его на gravatar!