Женни Шаден. Радиолимит

19 Февраль, 2010 от  

Сейчас в столичном эфире примерно 95% иногородних радиоведущих. Их имена никогда не станут известны потому, что это не ди-джеи, а дешёвая китайская подделка.

Современный радиоэфир не такой, каким он был 20 лет назад. Он стал динамичным и практичным: все песни урезаны до трёх минут, вместо CD и картриджей теперь компьютер и мониторы. Одно пока остаётся незаменимым – это ди-джей, который с каждым годом становится всё бездарней и скучней.

Сейчас в столичном эфире примерно 95% иногородних радиоведущих. Практически их имена  никто не знает потому, что они не отличаются оригинальностью и самобытностью, а представляют собой многослойную кальку шаблонов и штампов, сформировавшуюся из эфиров ведущих, которые на этом поприще так и не добились успехов. Как говорится, у плохого тренера не бывает хороших учеников. Они выдают тот продукт, который может создать любой! Возьми с улицы человека, проведи с ним недельный инструктаж и он так же бодро начнёт анонсировать идущие в следующем часе песни — это не работа ди-джея. Это имитация, китайская подделка!

Именно этим в подавляющем большинстве и занимаются радиоведущие на практически всех радиостанциях, начиная от тех, которые в высшем рейтинговом дивизионе, заканчивая теми, кто в этот дивизион никогда не попадёт.

Я сознательно их называю радиоведущими, а не ди-джеями, поскольку последними они уже никогда не станут в силу своего менталитета и отсутствия творческой потенции, да и руководству станций это по большому счёту не нужно.

Амбиции

Приехавший провинциал схематично представляет свои действия следующим образом: надо зацепиться, потом перейти на станцию покруче, а там может быть, и на ТВ пролезу, ну, это самый оптимистичный и амбициозный вариант такого проекта.

Тщеславие самое слабое место провинциального ведущего. Это используют работодатели. На «Ньютон ФМ» морочили голову, говоря, что через год радиостанция будет в первой десятке радиостанций Москвы! В этот же срок «Ньютон ФМ» и развалилась.

Чувствуете, на чём у него расставлены акценты, не на том, что он хочет своим профессиональным мастерством, или «творчеством» прославиться, купаться в лучах славы и любви своих слушателей, держать аудиторию и манипулировать ею.

Нет, ему это не надо! Он любит себя в искусстве, а не само искусство!

Конечно, многие мечтают быть такими же известными как первая волна ди-джеев, но изначально у них ошибочная мотивация, зачем они в столице, да и ремесло радиоведущего сейчас не так популярно, как в былые годы.

Зная это слабое место, работодатели всегда знают куда надавить. Например, ведущим бесславно закончившей свою работу радиостанции «Ньютон ФМ» морочили голову, говоря, что через год работы радиостанция будет в первой десятке (!!!) радиостанций Москвы и соответственно они будут самыми известными ведущими.

Но бесполезно обнадёживать славой того, кто хочет просто остаться в Москве, а не стать звездой в том деле, которым он занимается. Ведь давайте говорить честно, каждый из таких ведущих знает, на что он способен и что он может предложить, и практически все понимают, что никаких шансов для победы у них нет, но для них лучше быть серой мышкой в Москве, чем хоть кем-то в провинции.

Демпинг

Почти всегда, приехавший в Москву провинциал идёт на ту станцию, в филиале которой он работал в своём городе — это проще

Приходит и говорит типа…

…а я из вашего филиала из города такого-то…

Ему отвечают….

…ой, правда?…как здорово…

Он оставляет свою демку и ждёт, когда рука программного директора соизволит коснуться его демоносителя и прослушать его «творчество». Дабы увеличить свои шансы можно напихать своих резюме в дюжину мелких и не очень радиостанций.

Как правило, самое благодатное время для такого визита — это начало лета. В этот момент станции избавляются от «отработанного материала» и заменяют его на ту самую радиолимиту.

Радиолимитчик — это самый лакомый кусочек для всех станций. Не зная среднюю ставку московского радиоведущего, он с радостью соглашается работать за 500$-700$ даже без выходных, тем самым демпингуя ставку профессионального радиоведущего как таковую и впоследствии, сам страдая от этого.

Это, пожалуй, самый лакомый кусочек для всех станций. Радиолимитчик не зная среднюю ставку московского радиоведущего, с радостью соглашается работать на «своей любимой» радиостанции за 500$-700$ порой даже и без выходных, тем самым демпингуя ставку профессионального радиоведущего как таковую.

Московский ди-джей не пойдёт работать на радио при такой ставке — это просто не разумно и социально не оправдано, учитывая стоимость жизни в столице. Он принципиально не будет делать, так как приказано всем остальным ведущим, с ним можно только договориться. Как правило, у него и уровень профессионализма выше и амбиции совсем иного плана, и характер такой, что он не побоится крепких выражений в адрес непрофессионалов, да и поэксплуатировать его даром не удастся — его можно соблазнить только деньгами, то ли дело провинциальные соискатели мечты.

Конечно, программному директору легче иметь бессловесное, бесполое существо, с которым не нужно возиться и предоставлять режим наибольшего благоприятствования, но это и характеризует самого программного, как мало профессионального и слабого управленца.

И такие ведущие уже стоят на пороге, пусть менее опытные, менее харизматичные, никому не известные (это даже хорошо), с кучей личных амбиций провинциалы, из которых можно вить верёвки, прекрасно зная, что из Москвы, они теперь всё равно никуда не денутся, тем более что их несколько сотен! Будет один кочевряжиться — просто возьмут другого.

Создавая подобную демпинговую ситуацию, провинциалы обрекают на нищенское существование не только себя, но и всех последующих подобных «покорителей столицы». Под этот хлыст попадают и московские ди-джеи, которым также напоминают, что в дверь стучаться сотни ведущих из провинции и если ты будешь тут права качать, мы сделаем change, как говорится дёшево и сердито!

Соглашаясь с демпингом, ведущий попадает, не побоюсь этого слова в добровольное рабство к радиостанции, которая при помощи него худо или бедно заработает деньги, а ему предоставит возможность лишь собирать крошки с пола.

Помимо финансового демпинга неизбежно происходит и творческий демпинг.

Это раньше собираясь в столицу, с собой брали всё самое лучшее. Сейчас провинциальный ведущий кроме своих ничем не подкрепленных амбиций ничего с собой не привозит. С профессиональной точки зрения ему предложить нечего. Он едет не покорят Москву, а остаться в ней.

Вы заметили, как упал уровень ведения музыкальных программ на радиостанциях — это  последствия именно такого творческого демпинга.

Изначально, уровень провинциальных ведущих ниже, нежели работающих в Москве или Питере. Это естественный процесс, поскольку в провинциальных городах и конкуренция не такая жёсткая как в столичных городах, ассортимент радиостанций не так велик, да и менталитет попроще.

Это раньше собираясь в столицу, с собой брали всё самое лучшее. Сейчас провинциальный ведущий кроме своих ничем не подкрепленных амбиций в котомке ничего с собой не привозит. Он едет не покорять столицу, а протиснуться в плотно утрамбованную стопку простых карандашей в надежде, что его грифель именно той твёрдости или мягкости, который нужен в данный момент тому или иному программному директору радиостанции. Последний же не всегда умеет рисовать цветными карандашами- с цветом можно и переборщить, а оттенков серого может быть немерено, но он всё равно остаётся серым!

И так, с профессиональной точки зрения провинциалу фактически предложить нечего, о каком-то мониторинге рынка на котором он хочет предложить свои услуги и речи быть не может, для него задача номер один хоть как-то зацепиться в Москве и ждать счастливого случая.

Приезжая в мегаполис провинциал долго ищет формулу как для него стать своим. Подсознательно, он идёт от самого простого — посещение многочисленных ночных заведений, фитнес — центров, кафешек и ресторанов. Неотъемлемой частью этого «познания» столицы обязательно становятся самые дорогие и роскошные бутики, туда, куда москвичи заходят не покупать, а прицениться, посмотреть и купить такое же, но намного дешевле в более мелких магазинах, не в центре Москвы.

У провинциала сознание сфокусированное, он отдаст последнее, но купит шмотку, чтобы придти на работу и показать, что он это тоже себе может позволить и он часть современной московской тусовки, хотя по большому счёту этого эстетического порыва никто не оценит.

Приезжему необходимо иметь как можно больше знакомств и контактов – это поможет ему найти тёпленькое местечко. Хотя некоторые из них благодаря своим «близким контактам третьего вида» со своим непосредственным начальником даже получают радио номинации, но разве их кто-то знает? Их имена кому-то о чём-то говорят?

Помню, как на «Европу плюс» пришёл небезызвестный Рустам Солнцев, он работал передо мной и каждый вечер изливал желчь на своих бывших коллег с «Муз ТВ», акцентируя внимание именно на том, кто в чём был одет и кто где одевался. Больше всего почему-то, его раздражала Аврора, которая по его словам одевается в секонд-хенде.

Поскольку я человек, который всегда и всех держит на дистанции, мы практически не общались, но я не удивлюсь, если он потом где-нибудь и ляпнул, что Женни Шаден — лохушка.

Не надо забывать, что приезжему просто необходимо иметь как можно больше контактов, знакомств и общения — это рано или поздно может положительно повлиять на его судьбу, в том числе и найти тёпленькое местечко и здесь профессиональный успех отходит на задний план.

Надо учитывать и то факт, что среди провинциалов есть и те, которые всеми правдами и не правдами, добились карьерного роста, несколько лет уже живут в столице и не собираются возвращаться к себе на историческую родину. Так вот, они люто ненавидят тех кто, как и они, приезжают покорять мегаполис. Никакой поддержки, взаимовыручки от них ожидать новичкам не приходится, а скорее наоборот.

Некоторые из них благодаря своим «близким контактам третьего вида» со своим непосредственным начальником даже получают радио номинации, но разве их кто-то знает? Их имена кому-то о чём-то говорят? Они разве что-то сделали на радио?

Имя собственное или нарицательное

Заметили, что 99% радиоведущих из провинции не берут себе псевдонимы. Они в эфире гордо произносят свои имена и фамилии, в такой браваде слышен подтекст: эй вы там, в моём городе, знайте теперь, где я работаю, я не чета вам всем, неудачники!

Нам же в далёком 90-м году французы сразу сказали, что мы все должны придумать себе псевдонимы- это было их жёсткое требование. Для нас у них мотивация была таковой, что мол, вы будете известными, и вас начнут донимать поклонники…

99% радиоведущих из провинции не берут себе псевдонимы. Для них, работа в московском эфире -это продолжение их карьеры. Но если ведущий не добился успеха в течение 3-5 лет, то успеха не будет! Лучше не выдавливать из себя то, чего нет!

На самом деле, сейчас я понимаю, что обязательность работы ди-джеев под псевдонимом обусловлена не этим, а именно психологической мотивацией его работы. Ди-джей, работающий под псевдонимом, начинает свою жизнь с чистого листа, он теперь в эфире должен доказывать свой талант, добиваться успеха, а ди-джей, работающий под своим именем, просто продолжает историю своей карьеры, он ещё раз повторюсь, любит себя в искусстве, а не само искусство! Чувствуете разницу?

Могу заявить, что если ведущий не сыскал себе популярности в течение 3-5 лет, то успеха и не будет! Лучше не выдавливать из себя то, чего нет! Хотя как показывает практика многим и не претит мысль, что лучше быть серой мышкой, но в Москве, вовремя получая свою порцию бесплатной похлёбки.

Более того, большинство таких ведущих были бы намного успешней в другом бизнесе, чем в «пуках творчества» на радио. Некоторые, кстати вовремя это понимают и начинают параллельно работать в других областях, что вызывает у меня уважение!

Ди-джей- это не профессия! Я не перестану это повторять!

Недаром, в Америке профессия DJ считается самой бесперспективной! Хотя, вы понимаете, как там оплачивается труд творческих профессий, и какая богатая история ди-джейства в этой стране, что уж говорить о перспективах такой работы у нас.

Иди варить суп!

И вот такой ведущий начинает работать в московском радиоэфире. Есть в этом для него положительный момент. Он в своём профессиональном уровне вынужден на сколько сможет подтянуться до нынешнего московского уровня (ну, конечно это зависит и от профессионального уровня самой радиостанции, на которой он работает).

Всё, что сейчас звучит на музыкальных радиостанциях – это чудовищно! Слушаешь на «Европе плюс» вечернее «шоу» двух тёток и так, и хочется им сказать: «Лохушки – идите варить суп!».

Почему я говорю «нынешнего» потому, что вот уже два десятилетия подобные ему провинциалы, вымывая из эфира дорогих московских ди-джеев, с каждым разом снижают уровень ведения музыкальных программ. Радио 2010 года намного хуже радио 2000 года, по многим параметрам и тенденция увядания профессии ди-джея на лицо. И в это непосредственный вклад внесли приезжие ведущие, которых московский эфир попользует и выплюнет, а их имена так и растворяться в небытие, поскольку ещё ни один провинциальный радиоведущий не стал популярным в Москве.

Всё что я сейчас слышу – это убожество, по голосам, по фантазии, не говоря уже про технику исполнения! Слушаешь, например, на «Европе плюс» вечернее «шоу» двух, не побоюсь этого слова лохушек и так, и хочется им сказать: «Лохушки — идите варить суп!».

Примитивные тексты, ляпы в эфире, накладки и т.д. всё это сопровождает каждого радиоведущего, как профи, так и новичка, разница лишь в процентном соотношении. Безусловно, это влияет на общий имидж радиостанции и в конечном итоге на её рейтинг. Всё это слышит и программный директор, другая «верхушка» айсберга под названием радиостанция и они решают: дабы скрыть непрофессионализм своих ведущих сократить до минимума время выхода в эфир и количество выходов соответственно. Технические погрешности микширования песен пытаются скрыть обособлением оных джинглом с позывным радиостанции, усиливая тем самым и узнаваемость станции.

На некоторых радиостанциях ведущих обязывают заранее приносить тексты своего эфира для визирования у программного директора и в коммерческую службу! Это мотивировано возникшими в прошлом проблемами в эфире, такое впечатление, что сия мера- это гарантия эфиров без ляпов. Может быть, программный директор на такой станции получает деньги за то, что сверяет произнесённое слово в эфире с присланным ему ранее текстом? Но для этого не нужно быть программным директором радиостанции, для этого достаточно быть учеником 4 класса.

Живём в XXI веке, а из радио всё ещё слышим сквозь натянутую улыбку, всё те же фальшивые слова: самое лучшее только у нас!… только мы даём вам хорошее настроение! Ребята, сейчас любимую музыку легче найти в Интернете, чем услышать её на двух дюжинах московских радиостанций! Кого разводим-то на позитиффф?

Вот и слышим мы сейчас в эфире от ведущих с натянутой, вымученной улыбкой только анонсы песен, погоду, «пробки» и конечно же «жизненный позитиффф» типа: оставайтесь с нами!…самое лучшее только у нас!… только мы даём вам хорошее настроение!… и другой «дешёвый развод» лихих девяностых, на который сейчас уже никто не ведётся! Слушатели теперь более информированные, музыкальные новинки они получают из Интернета раньше, чем они появятся в радиоэфире, их убеждать не надо — это просто глупо! И нынешняя бездарная болтовня, которую они слышат из радиоприёмника, им явно настроения не прибавляет! Сейчас радиоведущие оправдывают ранее шуточное определение профессии ди-джей- это прокладка между песнями.

Провинциальные ведущие не создают конкуренции. Сейчас конкуренция лишь на уровне — худшее борется с плохим и после победы первого начнётся борьба более худшего с худшим и так до полной деградации.

Почему же, вы меня спросите, всех так привлекает работа радиоведущего?

Ну, во-первых, я не знаю кого это «всех», но думаю, что по большому счёту до сих пор многие живут категориями девяностых годов, когда для страны ди-джеи стали не только носителями новой информации и музыки, но и друзьями, поддержкой в то неспокойное время. Вот этот шлейф, закрученный, в том числе и мной до сих пор соблазняет многих. Отбросив, пафосную часть скажу, что в принципе работа-то халявная, особенно сейчас, когда творческая часть в ней просто аннулирована! Радиоведущий тяжелее ручки ничего не поднимает, интеллект особо не нужен, работает всего 3-4 часа в сутки или по 6-7 три раза в неделю и всё- наслаждайся жизнью, свободного времени уйма и какие-то денежки да накапают (в зависимости от ставки). Не плохо, не правда ли? Скажу больше, что многие после нескольких лет такой «напряжённой творческой работы» не могут себе представить, как это они вдруг будут работать по 8 часов в день на другой работе, для них это просто невозможно!

Радиоведущий тяжелее ручки ничего не поднимает, интеллект особо не нужен, работает всего 3-4 часа в сутки и всё — наслаждайся жизнью! Многие после нескольких лет такой бесплатной похлёбки не могут себе представить, как это они вдруг будут проводить на рабочем месте по 8 часов, для них это просто невозможно!

Подобная работёнка полностью засасывает и ведущий готов, за вот эту бесплатную похлёбку выносить оскорбления и унижения от своего руководства и защитить его некому.

Вообще нужно давно подумать о Профсоюзе, который будет защищать права в частности радиоведущих и установит минимальную ставку почасового оклада, ниже которого радиостанции просто не имеют права платить ведущему, москвичу или провинциалу, тем самым защищая права и тех и других. Сразу же уйдут в прошлое штрафы, которыми облагаются ведущие за какой-нибудь косяк в эфире. Впрочем, это можно пресечь и сейчас, потребовав от руководства письменного приказа о наложении штрафа, который вам не дадут, потому что если вы с этой бумажкой придёте в трудовую инспекцию больших проблем, в том числе и финансовых компании работодателю не избежать. Штрафы имеет право взимать только государственные органы и только в доход государства! Догадайтесь, в чей карман пойдёт наложенный на ведущего штраф в размере 20% от заработной платы?

Каждый радиоведущий должен чётко усвоить, что радиостанция хочет на вас заработать деньги, а если это так, то и вы должны так же хотеть заработать деньги на радиостанции! Если же с вами торгуются из-за 100$ — платить вам вообще не будут!

Каждый радиоведущий слушающий трели о перспективах работы на той или иной радиостанции должен чётко усвоить, что радиостанция хочет на вас заработать деньги, а если это так, то и вы должны так же хотеть заработать деньги на радиостанции! Это нормально!

Любите себя и не позволяйте об себя вытирать ноги!

Будете «отлизывать» и пресмыкаться рано или поздно потеряете всё! Не останется ни денег, ни славы, ни собственного достоинства!

Пока вы будете хлебать бесплатную похлёбку, Они будут ездить в «Мерседесах» и плевать в вашу сторону!

Я — Женни Шаден!

Наталья Дурова как-то мне сказала в разговоре:

«Я вот выйду на сцену, просто возьму в руки мышку и мне больше ничего не нужно делать, а весь зал мне будет аплодировать, потому, что Я — Наталья Дурова!»

Этим и я хочу закончить.

Я — Женни Шаден!

А кто ты?

И будешь ли ты кем-то?

Подумай!

Комментарии

3 комментария к “Женни Шаден. Радиолимит”

  1. pushup от 23rd Февраль, 2010 20:04

    Хорошее пособие для начинающих радио ведущих!
    Статья очень большая и в ней проблема изложена полностью и очень доходчиво!
    Профессионал или с амбициями быть таковым,дочитает до конца и сделает выводы а бездарям и так никто не указ…правда у каждого своя.
    Спасибо Женни Шаден !

  2. BLONDIN от 1st Май, 2010 19:41

    Замечательная статья!!!! Прочитав ее, многие по- другому станут оценивать современный радиоэфир. Женечка во всем права!!!

  3. Аноним от 15th Июль, 2010 11:12

    да!согласна!

Не стесняйтесь оставлять свои комментарии ...
Ах да,если Вы хотите, чтобы рядом с Вашим сообщением показывался аватар получите его на gravatar!